Skip to content

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ЧТЕНИЮ?

Одна из проблем современной школы – дети очень мало читают, даже на родном языке, не говоря уже о чтении на русском языке. Тем не менее кропотливая незаметная работа по развитию интереса к предмету даёт свои плоды, особенно в младших классах. Дети ходят в библиотеки: школьную и сельскую — выбирают детские книжки на русском языке, в основном, сказки. С удовольствием читают самостоятельно дома, с гордостью рассказывают, что поняли, что всё прочитали. Иногда у них возникают вопросы, которые можно обсудить всем классом, что повышает заинтересованность других детей, которые ещё равнодушны к чтению. Самая главная задача педагога – создать для каждого ученика ситуацию успеха, помочь ему раскрыться.

Нестандартные уроки, с применением игровых технологий способствуют этому – развивают творческое мышление, создают атмосферу интереса, поиска. Такие уроки расширяют кругозор, творческую фантазию, развивают речь, различные игровые ситуации поддерживают интерес учащихся в течение всего урока, активность, снимают напряжение, удерживают внимание детей.

Задача учителя русского языка в младших классах, развивая в игре творческий потенциал детей, улучшать их речевые способности, определить их готовность к обучению на русском языке. Уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки практикумы, уроки-праздники пробуждают интерес учащихся к обучению. Все эти уроки работают на развитие речи детей, а также развивают практические навыки применения языковых единиц в четырёх видах речевой деятельности: слушании, говорении, чтении и письме. Ведь в целях усвоения учебной программы по предмету «Русский язык» акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения. Поэтому на уроках по русскому языку следует использовать игры различного типа. Жанр изучаемого произведения, текста, его содержание, цели урока помогают избрать форму игры.

  1. Например, игры-конкурс. Изучение произведения, где много новых слов, можно начинать с соревнования на лучшего толкователя слов, можно самому учителю дать толкование слова, предложив обучаемым найти его в тексте.
  2. Игра «Кто больше напишет слов». Учитель называет слова, а дети подбирают синонимы, таким образом дети в игре пополняют свой словарный запас. Выигрывающие получают обязательно поощрение. Ученикам очень нравится соревноваться в группах, поэтому они делятся на 2 -3 группы по жребию, чтобы не было обидно никому.
  3. Игра «Наоборотки». Учителем называются слова, а дети подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово – «сердечко». У кого больше «сердечек», тот и выиграл.
  4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь». Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значения многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению. Например: с «Е» можно обойти всё кругом, с «И» то, чего нельзя делать по отношению к слабым: «обежать – обижать», «примерять- примирять», «полоскать- поласкать» и т.д.
  5. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»: кто больше скажет друг другу комплиментов.
  6. Игра «Собери пословицу»: детям раздаются карточки с написанными словами, каждый зачитывает свои слова, все вместе пытаются из этих слов составить пословицы.

Здесь предложена лишь небольшая часть творческих игр, которые используются в начальной школе. На наш взгляд, эти виды работы просто необходимы в младших казахских классах на уроках русского языка, ведь в процессе игры всё трудное становится доступным, всё скучное – интересным, весёлым. Игра приносит удовольствие ребёнку, победу, а значит вырабатываются такие качества, как упорство, внимательность, память, что несомненно пригодится им в жизни. А самое главное, творческие игры развивают коммуникативные способности учащегося.

 Гүлбала БИЖАНОВА,

 «Достық» атындағы №65 ЖББМ орыс тілі пәні мұғалімі.

Мақталы ауылдық округі, Жетісай ауданы.

🔥 Таңдаулы жаңалықтар

Республикалық «Абай оқуларында» жеңімпаз атанды
ЖҮРЕКТЕГІ НҰР ЖӘНЕ ДАНАЛЫҚТЫҢ БАСТАУЫ
Республика күні құтты болсын!
АҒЫЛШЫН ТІЛІНДЕ СӨЙЛЕУ ДАҒДЫЛАРЫН ДАМЫТУ
ҰСТАЗ ӘКЕМ – ӨМІРДЕГІ ЕҢ ҮЛКЕН ӨНЕГЕМ