Skip to content

СВОБОДНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

         Современный урок русского языка ориентирован не только на усвоение правил орфографии и грамматики и на развитие речевой активности, коммуникативных и творческих способностей учащихся. В этих условиях свободные игры становятся действенным инструментом, позволяющим сделать процесс обучения более живым, мотивирующим и результативным.

Понятие и особенности свободных игр

Свободные игры на уроке – это такие игровые виды деятельности, в которых:

  • у ученика есть выбор (темы, ролик, формулировки ответа);
  • нет жёстко заданного «единственно правильного» варианта;
  • допускается творческая интерпретация задания;
  • главное – процесс общения и взаимодействия, а не только проверка знаний.

К свободным играм могут: рулевые и коммуникативные игры, творческие упражнения с элементом импровизации, ассоциативные игры со словами, сюжетные мини-игры, игры-фантазиии и.т.д.

Дидактические задачи свободных игр

Использование свободных игр на уроках русского языка помогает решать ряд важных задач:

  • формировать интерес к предмету и устойчивую учебную мотивацию;
  • активизировать устную и письменную речь;
  • закреплять орфографические и пунктуационные навыки в непринуждённой форме;
  • развивать языковое чутьё, чувство стиля, умение подбирать выразительные средства;
  • формировать коммуникативную компетенцию: умение слушать, отвечать, задавать вопросы, сотрудничать.

Психолого-педагогические преимущества

1. Снятие напряжения и страха ошибки

Свободная игра создаёт доверительную атмосферу:

  • ошибка воспринимается как естественная часть учебного процесса, а не как «неуспех»;
  • снижается страх перед ответом у доски;

ученик легче включается в речевую деятельность, так как чувствует поддержку одноклаcсников

2. Развитие внутренней мотивации

В игре у ребёнка появляется личный смысл:

  • он говорит не «для оценки», а чтобы быть понятым партнёром по игре;
  • содержание заданий ближе к реальной жизни, опирается на интересы детей;
  • возникает чувство успеха даже у более слабых учеников, для этого нужна уверенность в своих силах.

3. Формирование коммуникативных умений

В процессе свободных игр школьники учатся:

  • начинать, поддерживать и завершать диалог;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • выражать согласие/несогласие в вежливой форме;
  • адаптировать свою речь к партнёру (младший/старший, друг/учитель).

Эти навыки особенно важны при подготовке к устным экзаменам и публичным выступлениям. Свободные игры на уроках русского языка – это не просто развлекательный элемент.

  • усиливает мотивацию к изучению языка;
  • активизирует речь и мышление;
  • помогает сделать урок живым, диалогичным и личностно значимым

Грамотно интегрированные в структуру занятия, свободные игры способствуют формирование языковой и коммуникативной компетенции, развивают творческий потенциал школьников и делают русский язык развития не оборудование правильных, средством.

Г.АЛИМЖАНКЫЗЫ,

Учительница русского языка и литературы общеобразовательной школы  №44 «Жана дала».

Жетысайский район.

🔥 Таңдаулы жаңалықтар

Республикалық «Абай оқуларында» жеңімпаз атанды
ЖҮРЕКТЕГІ НҰР ЖӘНЕ ДАНАЛЫҚТЫҢ БАСТАУЫ
Республика күні құтты болсын!
АҒЫЛШЫН ТІЛІНДЕ СӨЙЛЕУ ДАҒДЫЛАРЫН ДАМЫТУ
ҰСТАЗ ӘКЕМ – ӨМІРДЕГІ ЕҢ ҮЛКЕН ӨНЕГЕМ